ЧОУ ПО УЦПВ "АВТОПРОФИ" | 8-800-444-51-52

​УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА»ВОДИТЕЛЬ МОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ А1″ (КВАДРОЦИКЛ, СНЕГОХОД)

код профессии- 11451 

Продолжительность (срок обучения) по программе профессиональной переподготовки Водитель мототранспортных средств категории А1 (квадроцикл, снегоход) — 84 часа (1 месяц). 

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия и обслуживания мототранспортных средств; правила технической эксплуатации и порядок технического обслуживания мототранспортных средств; признаки, причины и последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации мототранспортных средств, и способы их устранения; правила дорожного движения; влияние погодных условий на безопасность вождения мототранспортных средств; приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; порядок заполнения первичных документов по учету работы мототранспортных средств.


Характеристика работ. Осуществляет управление, техническое обслуживание и перевозку грузов и людей внедорожным мототранспортным и автотранспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях.

Требования: для прохождения профессиональной переподготовки требуется образование не ниже  основного общего  или среднего общего образования, требуется наличие водительского удостоверения, либо тракторного удостоверения.

Форма обучения – очно-заочная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение может осуществляться, как групповым, так и индивидуальным методами. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации. Теоретическое обучение проводится в учебном классе и (или) на учебном портале в модульной  объектно-ориентированной динамической учебной среде.  Обучение на производстве проводится в организации (предприятии) в течение всего периода непосредственно на рабочих местах. 
 

Термин «снегоход» в русском языке значительно уже, точнее, чем англоязычный термин «snowmobile». Термин «snowmobile» принято использовать для обозначения любого транспортного средства, предназначенного для движения по снегу, включая гусеничные вездеходыаэросанивездеходы на пневматиках низкого давления и так далее.

В русском языке снегоходом принято называть только лыже-гусеничные транспортные средства, относительно небольшого размера, с органами управления по образу мотоциклетных.

В Советском Союзе и России долгое время был распространен термин «мотонарты», который и до сих пор часто встречается в различных официальных документах.

Изобретателем некоторыми считается канадский инженер Ж. А. Бомбардье.

В 1935 году появился снегоход с лыжами, установленными спереди и цепной звездочкой и гусеничной системой сзади. Модифицированную версию использовали на лесозаготовках. В 1950-х появился снегоход с легкими шасси, рассчитанный на одного или двух человек.

Одногусеничные снегоходы

Снегоход TUNDRA 300 °F компании Bombardier Recreational Products

Подавляющее большинство снегоходов в настоящее время изготовлено по схеме «две лыжи спереди-одна гусеница сзади». При такой схеме снегоход опирается на три точки, расположенные треугольником. Прежде всего, такая схема обладает оптимальной устойчивостью. Одногусеничная схема позволяет создавать эффективные снегоходы для самых разных целей. Конструкция одногусеничного снегохода является залогом относительно низкого веса, правильного распределения массы и ремонтной доступности всех основных узлов.

При проектировании таких снегоходов конструкторам предоставлено несколько основных инструментов, которые определяют баланс качеств снегохода:

  • ширина гусеницы — уменьшение ширины гусеницы способствует повышению управляемости и маневренности, снижает зависимость снегохода от продольных неровностей. Увеличение — улучшает проходимость. В настоящий момент большинство одногусеничных снегоходов выпускается со стандартной шириной гусеницы в 15 дюймов (381 мм), либо с широкой гусеницей (она же — widetrak) шириной в 20 дюймов (508 мм). В последнее время становится популярной сверхширокая гусеница — 24 дюйма (610 мм). Использование сверхширокой гусеницы позволяет вплотную приблизиться по проходимости к двухгусеничным снегоходам.

Широкие гусеницы до последнего времени были уделом утилитарных снегоходов. Но в последнее время на рынке появились промежуточные модели — сочетающие комфорт туристических снегоходов с наличием широкой, а то и сверхширокой, гусеницы:

  • длина гусеницы — уменьшение длины гусеницы способствует повышению управляемости и маневренности. Увеличение улучшает проходимость. В технических данных снегоходов всегда приводится длина её полной окружности, как правило это 3000—4000 мм. Опорная поверхность гусеницы не превышает трети этой длины;

  • развесовка — то есть, распределение полной массы снегохода между лыжами и гусеницей. Увеличение доли нагрузки, приходящейся на лыжи — повышает управляемость. По этому пути идут при конструировании кроссовых и туристических моделей, для которых проходимость по глубокому снегу является вторичным качеством. Увеличение нагрузки на гусеницу в совокупности с увеличением её размера смещает приоритет в сторону проходимости.

Масса снегохода в первую очередь зависит от его типа. Вес большинства утилитарных и туристических снегоходов — около 300 кг. Спортивные — кроссовые и горные весят 200—250 кг.

В последние годы конструкторы стали уделять повышенное внимание снижению массы. Многие новые модели разработаны «с чистого листа», в них воплощаются самые современные технические решения, в том числе широко используются легкие материалы, из конструкции исключаются некоторые узлы, оптимизируется вся конструкция, широко используются возможности использования более легких элементов конструкции по причине снижения нагрузки на них.

Существенное снижение массы позволяет предложить новый продукт:

  • повышается проходимость снегохода без принесения в жертву других качеств;

  • открываются новые возможности для активного управления — вес водителя позволяет гораздо сильней влиять на более легкий снегоход;

  • подъём снегохода вручную при его вытаскивании уже не требует предельного напряжения сил.

Колея лыж у большинства современных снегоходов зависит скорее от конструкции подвески. Для моделей со свечной подвеской она составляет около 950 мм, для моделей с рычажной — около 1050 мм. Эти величины являются инженерным компромиссом, так как на каждом типе снегохода есть факторы ограничивающие её чрезмерное уменьшение или увеличение. По общему правилу, увеличение колеи улучшает устойчивость и управляемость снегохода. Но вместе с тем, и ограничивает возможность активного управления снегоходом — водителю становится сложней наклонять снегоход собственным весом при прохождении поворотов, при движении поперек склонов. На многих моделях есть возможность регулировки колеи в зависимости от предпочтений владельца.

Так как при одногусеничной схеме все три точки опоры существенно разнесены по углам треугольника, это позволяет оснащать снегоход длинноходными эффективными подвесками.

Двухгусеничные снегоходы

При том, что формально у двухгусеничных снегоходов тоже три точки — одна лыжа впереди и две гусеницы сзади — физика их движения существенно отличается от таковой у одногусеничных снегоходов.

Две гусеницы располагаются параллельно, с минимальным расстоянием между ними — которое необходимо для установки редуктора и крепления подвески. При использовании гусениц шириной 15 дюймов (381 мм), общая ширина движителя составляет около 850 мм. Это позволяет создавать узкие снегоходы (ширина «Бурана» — 900 мм).

Установка на них именно двух гусениц, а не одной соответствующей ширины, вызвана скорей технологическими и компоновочными требованиями. Кроме того, в период разработки двухгусеничных снегоходов, гусеницы считались заменяемым элементом. Заменить одну узкую гусеницу при её повреждении проще и дешевле, чем широкую.

У двухгусеничных снегоходов особенный баланс качеств, связанных с устойчивостью, а именно:

  • он заметно чувствительней одногусеничных снегоходов к продольным неровностям. На нём очень затруднено движение вдоль склона. Широкая опорная поверхность не позволяет водителю эффективно влиять на его устойчивость смещением собственного веса;

  • относительно узкая ширина опорной части даёт ему преимущество в определённых случаях. Например, при движении по засыпанной снегом грунтовой дороге, что зачастую затруднено на снегоходах с двумя лыжами, которые теряют устойчивость, проваливаясь одной из лыж в колею;

  • при недостаточной ширине ровной опорной поверхности (например, на перекрестках колейных дорог), двухгусеничный снегоход наоборот, может сильно заваливаться

Именно специфическая валкость не позволяет использовать на двухгусеничных снегоходах длинноходные подвески гусениц — в противном случае, при поперечном наклоне, крен будет только усиливаться. Применяемые подвески рассчитаны на амортизацию мелких неровностей. Следует заметить, что это относится к снегоходам «Буран» и его современным клонам. Современные типы двухгусеничных снегоходов, например Stels «Ермак» имеют длинноходовые подвески, по конструкции аналогичные одногусеничным, а поперечная валкость устраняется применение стабилизатора поперечной устойчивости, аналогичного применяемым на автомобилях с независимой подвеской.

Так как площадь гусеницы несет подавляющую часть нагрузки и имеет многоточечную подвеску, рулевая лыжа не имеет постоянной нагрузки. Результат этого — нелинейная, большей частью низкая, управляемость. Она сильно зависит от большого количества факторов, определяющих насколько лыжа выступает ниже плоскости гусеницы (размещение нагрузки, состояние подвески гусеницы, состояние подвески лыжи и ряда других), а также от профиля дороги. Это, опять таки, относится к старым машинам вроде «Бурана». Тот же «Ермак» и имеет совершенно иную механику подвески, которая обеспечивает постоянную загрузку лыжи.

О выпуске в настоящий момент кем-то из иностранных производителей моделей с двумя гусеницами — неизвестно. Снегоход Alpina Sherpa и его российский клон — мелкосерийный снегоход Арктика-1500, а также снегомобиль BRP Ski-Doo Elite рассматриваются ниже отдельно — ряд характеристик не позволяют отнести их к классическим двухгусеничным снегоходам.

На рынке России по состоянию на зиму 2019/2020 годов двухгусеничные снегоходы представлены несколькими отечественными моделями:

  • Крупносерийным снегоходом «Буран» и его клонами;

  • Серийными «Ермак» и «Мороз» компании «Веломоторс»;

  • Набирающими популярность миниснегоходами «Егерь» на основе платформы мотобуксировщика «Бурлак-Экспедитор» компании «Снегоходсервис»;

  • Мелкосерийным снегоходом МВП-500.


Кроме того, большая часть «самодельщиков» строит свои снегоходы по двухгусеничной схеме, либо с одной опорной гусеницей соответствующей ширины.

Основные преимущества двухгусеничных снегоходов:

  • двухгусеничная конструкция по определению обеспечивает максимальную опорную поверхность и, соответственно, минимальное удельное давление. Это позволяет им демонстрировать исключительную проходимость по глубокому снегу и рыхлом снегу («пухляке»);

  • малая ширина;

  • при малой общей ширине двухгусеничные снегоходы имеют достаточно широкую грузовую площадку, что позволяет возить большое количество припасов, инвентаря или запасы топлива;

  • компоновка снегохода за счет низкого гусеничного узла позволяет разместить под сиденьем высокий объемный рундук;

  • наличие одной лыжи по центру в сочетании с клиновидной носовой частью позволяет куда свободней ездить по лесу, пробираться между деревьями — так как исключена проблемная для одногусеничных снегоходов ситуация, когда дерево попадает между двух лыж;

  • двухгусеничные снегоходы лучше приспособлены для буксировки прицепных саней.

Эти качества делают двухгусеничные снегоходы очень привлекательными для тех, кому приходится много ездить в таёжных условиях с большими запасами ресурсов или с прочим грузом: егерей, охотников, лесозаготовителей, энергетиков и трубопрорводчиков, сельских жителей. У любителей «драйва» и покатушек двухгусеничные модели, наоборот, непопулярны и за специфичную форму и неуклюжесть зовутся «утюгами».

Для зачисления в группу для обучения необходимы следующие документы:

 1. Паспорт гражданина РФ;

 2. Водительское удостоверение (при наличии);

 3. Медицинская справка для самоходных машин;

 4. Фото 3х4 (с левым уголком) — 2 шт.

 5. Удостоверение тракториста- машиниста


Квадроцикл — транспортное средство с четырьмя колёсами. Хотя формально под определение квадроцикла попадают большинство автомобилей и любой другой транспорт с четырьмя колёсами, на постсоветском пространстве под квадроциклом чаще всего понимают четырёхколёсный мотовездеход, а в США — четырёхколесный велосипед.

Основными мировыми производителями квадроциклов в российском понимании этого слова являются: BRP, Polaris, Yamaha, Kawasaki, Suzuki, Arctic Cat, Stels, CFMOTO, Irbis, Sherhan, Electric-machines. Квадроциклы делятся на трюковые и утилитарные. Утилитарные используются в качестве, непосредственно, мотовездехода. Трюковые или стантовые (от англ. stunt- «трюк») популярны в среде ATV (прыжки, быстрая езда). Разумеется, категории отличаются друг от друга и по техническим критериям. Утилитарные весят значительно больше, имеют лучшую проходимость, могут перевозить большее количество человек (в зависимости от комплектации), разгонять до 90 км/ч. Трюковые квадроциклы имеют более узкую платформу (но более широкую колею колёс), не могут располагать на себе популярный среди «утилей» вынос радиатора и весят значительно меньше; всё это комплектует максимальный разгон до 137 км/ч (рекорд для книги Гиннесса установил Джо Бёрд), прыгучесть и крайне пониженную проходимость. Однако стоит учитывать, что в зависимости от модели квадроцикла, его марки технические характеристики могут отличаться от базовых.